Мария-Антуанетта

Рассказы о замечательных людях, королях, фаворитках, писателях, полководцах, интересные факты

Мария-Антуанетта

Сообщение Dimych » 20 Февраль 2009, 14:12

Изображение

Мария-Антуанетта,
имя, данное при рождении, Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская нем. Maria Antonia Josepha Johanna von Habsburg-Lothringen, во Франции фр. Marie-Antoinette; (2 ноября 1755, Вена, Австрия — 16 октября 1793, Париж, Франция). Королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI .

королева Франции
10 мая 1774 — 21 сентября 1792
Предшественник: Мария Лещинская
Рождение: 2 ноября 1755 Вена
Смерть: 16 октября 1793 Париж
Династия: Габсбурги
Отец: Франц I Стефан
Мать: Мария Терезия
Супруга: Людовик XVI
Дети: Людовик Жозеф, дофин Франции
Мария Тереза Французская (Madame Royale)
Людовик XVII
София-Елена-Беатрис

Австрийская Эрцгерцогиня
Рождение и первые годы жизни
Детство и юность прошли при дворе, в основном во дворце Шенбрунн. Современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям.

Дофина Франции

Династический брак обычно рассматривался как дипломатическое мероприятие. Во второй половине XVIII в. австрийские и французские дипломаты стремились к союзу двух династий: Бурбонов и Габсбургов. 16 мая 1770 г. 14-летняя Мария была выдана замуж за дофина Людовика (позже короля Людовика XVI), против его желания; лишь постепенно ей удалось возбудить к себе любовь супруга. Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила репутации Марии-Антуанетты и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.

Королева Франции

С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль (5-6 октября 1789 г.) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри, она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала сношения с Мирабо и др., для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 г. сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение, в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 г. тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.

Последние дни Марии-Антуанетты
Перед казнью

Король Австрии, брат Марии-Антуанетты, хотел помочь своей сестре и её мужу и начал войну против охваченной революцией Франции. Это вызвало новую вспышку восстания. Народ ворвался в королевский дворец. Людовика XVI и всю его семью заключили в тюрьму. Власть в стране перешла к Конвенту.

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию-Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на т.н. Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья — белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра — завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень — обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария Антуанетта остатками от обеда. Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Целыми днями они пили, курили и резались в карты. Маркиз Ружевильский строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.

Процесс над 38-летней Марией-Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года. Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем — весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию-Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с заграницей, способствовала победе противника и предала интересы Франции.

На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове села в повозку палача. В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 г. её останки перенесены в Сен-Дени. Место захоронения неизвестно.

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты её принадлежат Э. Виже-Лебрен и Rossline; известна картина П. Делароша, изображающая её перед судьями

Мария-Антуанетта (фильм, 2006)
«Мария-Антуанетта» (англ. Marie Antoinette) — биографический фильм Софии Копполы о жизни королевы Франции Марии-Антуанетты, снятый в 2006 году. Фильм основан на книге Антонии Фрейзер " Marie Antoinette: The Journey".

Сюжет

Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская (Кирстен Данст) - 14-летняя и самая молодая дочь императрицы Австрии Марии Терезии. Мать выбрала её для того, чтобы выдать ее замуж за второго кузена, дофина Франции, Луи XVI (Джейсон Шварцман), и заключить тем самым союз между двумя странами.

На границе Франции и Австрии, происходит символическая церемония. По традиции, невеста должна оставить всё, что напоминало бы ей об иностранном дворе; это включает не только всю её одежду и личные вещи, но также друзей и любимую собаку. Выходя из палатки на французскую сторону, Мария-Антония становится дофином Марией-Антуанеттой.

Вскоре Мария-Антуанетта встречает Луи XV (Рип Торн) и его внука, её будущего мужа - дофина. Через некоторое время Мария-Антуанетта и дофин Луи поженились. На следующее после брачной ночи утро королю доложили:

" - Очевидно ничего не было, Ваше Величество...".

Жизнь в Версале отличается от таковой в Вене. Внимание двора почти всецело сконцентрировано на молодой паре. Мария-Антуанетта практически все время окружена слугами и знатными дамами. Ей даже не позволяется самостоятельно одеваться и она должна завтракать в окружении большого количества людей. Вместе с тем, большинство придворных презирают дофину как иностранку и обвиняют её в том, что брак не приносит наследника.

Французский двор буквально кишит слухами. Большинство из них относится к мадам Дюбарри, любовнице короля. Раньше ей не позволялось находиться при дворе, однако Луи XV пожаловал ей титул графини, тем самым вызвав недовольство знати. Жертвой слухов стала и Мария-Антуанетта:

"- ... не следует забывать, что она австрийская шпионка и вряд ли греет беднягу в постели"

Положение дофины становится все более шатким.
Мария-Антуанетта - дофина Франции

Время течет привычным ходом, мать Марии-Антуанетты пишет ей письма, в которых приводит советы, как ей впечатлить и соблазнить дофина. Также мать советует прекратить пренебрегать мадам Дюбарри, что также задевает и короля. При дворе продолжают тайком обсуждать графиню, её манеру одеваться, поведение. Учитывая своё неустойчивое положение Мария-Антуанетта все же решает заговорить с Дюбарри:

" - Сегодня в Версале много людей."
"- Да..."

Уходя со своим мужем дофина говорит ему, что это были её последние слова в адрес графини.

Вскоре Мария-Антуанетта находит себе подруг и начинает привыкать к новой жизни. она находит в утешении покупке роскошных платьев и обуви, поедании тортов и пирожных(которые были сделаны для фильма фирмой Ladurée) и игрой в азартные игры.

Дофин и его брат собираются на очередную охоту и Мария сообщает ему, что она будет оскорблена, если её невестка Мария-Жозефина (в действительности Мария-Тереза графиня Артуа) родит ребенка раньше неё. Её муж обещает ей, что после охоты займётся этим. Король Франции сообщает советнику, что не собирается разрывать союз с Австрией и приказывать послать за врачом, чтобы тот осмотрел Марию-Антуанетту и Луи XVI. Дофина подвергается давлению с разных сторон, так как её брак остается бездетным. В конечном счёте, Мари-Жозефина рожает мальчика, Луи-Антония.

По мере того, как экономическое и политическое положение Франции ухудшается, Мария всё более отдаляется от жизни вне дворца, и её образ жизни становится гедонистическим. Однажды ночью, она с друзьями сбегают из дворца на маскарад и возвращаются на рассвете.

Луи XV умирает, и Луи XVI становится новым королём Франции. Новый король молод и неопытен и начинает тратить много денег на иностранные войны, в частности Американскую революцию, тем самым увеличивая долги Франции. Немногим позже, Мария-Антуанетта празднует своё восемнадцатилетие, устроив роскошную вечеринку. Она продолжает тратить огромное количество денег, несмотря на растущие в стране бедность и волнения.

Вскоре в Версаль прибывает брат Марии-Ануанетты, Иосиф II для того, чтобы навестить сестру и рекомендовать ей воздержаться от постоянных вечеринок и азартных игр, а также сменить окружение. Вскоре император встречается с Луи, в зверинце, где король демонстрирует слона. Иосиф II объясняет "механику" сексуальных отношений на примере замков и ключей - поскольку одним из королевсих хобби было изготовление замков и ключей. В ту ночь, король и королева впервые занимаются любовью. 18 декабря 1778 года, королева рожает девочку, Марию-Терезу. Мать хочет кормить дочь самостоятельно, одако это не позволяется обычаями. Маленькая принцесса растёт и Мария-Антуанетта все больше времени проводит на вилле Petit Trianon, которую ей подарил Луи. В это же время у Марии завязывается роман с графом Ферсоном.

Франция продолжает финансировать Американскую революцию, несмотря на большие расходы. Интересен тот факт, что революция, которая ухудшала положение французского народа, вскоре вдохновила их, чтобы начать собственную. Нехватка продовольствия ощущается все чаще, также учащаются и бунты в Париже. Роскошный образ жизни Марии-Антуанеты и её явное безразличие к простому народу подстегивает бунтующих. Появляются карикатуры c изображением королевы и подписями "Королева долгов", "Берегись дефицита!", "Промотала страну в ноль". В это время королева сосредотачивается на семье и изменяет свой образ жизни и отказывается от покупки бриллиантов. Несколькими месяцами после смерти матери, Мария-Антуанетта рожает мальчика, Людовика Жозефа, нового дофина.
Разрушенная спальня

Чуть позже рождается Софи-Беатрис, но она умирает не дожив до первого дня рождения. Королевская пара изображена наблюдающей за отправкой крошечого гроба в Сен-Дени для погребения со всеми королевскими предками.

Тем временем Французская революция набирает полную силу, и бунтующие начинают марш от Парижа до Версаля. В то время, как большинство знати бежит из страны, Мария-Антуанетта и её муж решают остаться. Толпа достигает дворца и королевская семья покидает его на следующее утро. На последнем кадре изображена разрушенная спальня королевы.

* Кирстен Данст — Мария-Антуанетта
* Джейсон Шварцман — Луи XVI
* Стив Куган — посол Мерси
* Джуди Девис — графиня де Ноай
* Рип Торн — Луи XV
* Роуз Бирн — княжна Полиньяк
* Азия Ардженто — графиня Дюбарри
* Марианна Фэйтфул — Мария-Терезия
* Джейми Дорнан — граф Ферсон

Интересные факты

* Съёмочная группа получила от французского правительства специальное разрешение для съёмок в Версале.

* В одной из сцен, когда Мария-Антуанетта примеряет обувь, на заднем плане можно увидеть пару кед Converse (на изображении).

* Роль Луи XV вначале предполагалась для Алена Делона. Предполагается, что он пригласил Софию Копполу на ужин, подарил огромный букет цветов и сказал, что это не тот тип роли, в которой его хотели бы видеть его фанаты.

* Несмотря на то, что Зеркальный зал находился на реставрации - вплоть до весны 2007 года - режиссёру всё же позволили там сцену бала по случаю свадьбы Марии-Антуанетты и Луи XVI.

* Фильм должен был появится до "Трудностей перевода" (2003), но во время написания сценария, сопоставления, полученного с историческими данными и развивая образ каждого из персонажей, София Коппола начала создавать новую историю для того чтобы отвлечься от трудного занятия.

* София Коппола отказалась читать знаменитую биографию Марии-Антуанетты, написанную Стефаном Цвейгом, посчитав её слишком строгой. Вместо этого была выбрана книга Антонии Фрейзер, в которой уделяется больше внимания человеческим качествам королевы, юной девушки без связи с внешним миром, которая чувствует себя оказавшейся не втом времени и не в том месте.

* Сотни пар обуви для фильма сделал испанский дизайнер Маноло Бланик (Manolo Blahnik).

* Торты и другие кондитерские изделия для фильма были сделаны фирмой Ladurée.

* Старинная арфа, сделанная в 1783 году, была взята из итальянского «Museo dell'Arpa Victor Salvi» для того, чтобы создать реалистичную обстановку.

* Первоначально роль мадам Дюбарри предполагалась для Анджелины Джоли.

* Музыканты, играющие на гитарах в Petit Trianon - это члены группы Phoenix.

* В первоначальном сценарии упоминалась история с ожерельем, широко известном аспекте жизни Марии-Антуанетты. В последствии от этой части отказались.

* Во время сцены бегства королевской семьи из замка можно увидеть, как карета дважды пересекает центр сада.


(Wikipedia)
Аватара пользователя
Dimych
 
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 17 Февраль 2009, 18:11

Вернуться в Занимательные страницы истории Франции / Funny historical pages abour France

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron